Средний танк Т-28

1 2 3
В июле 1929 г. советское правительство утвердило первую программу оснащения Красной Армии бронетанковой техникой, в соответствии с которой штаб РККА разработал "Систему танко-, тракторно-, авто-, броневооружения РККА". Этой системой предусматривалось иметь на вооружении Красной Армии боевые бронированные машины различного назначения. Для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос предназначались средний танк Т-28 и тяжелый Т-35, прототипами которых являются английские А1 "Индепендент" и 16-тонный А6.
К проектированию трехбашенного среднего танка приступил в 1931 г. конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела (ОКМО) Машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был Н.В.Цейц. В конце года изготовили опытный образец. Осенью 1932 г. танк Т-28 начал серийно выпускаться.
В средней (главной) башне опытного Т-28 была установлена 37-мм пушка ПС-2 (из-за отсутствия 45-мм) и пулемет ДТ в шаровой установке; в двух малых башнях - еще два ДТ. Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, например, наличием электропривода для поворота главной башни и наличия в ней подвесного полика для удобства работы экипажа. Своеобразная конструкция ходовой части танка, весившего 18 т, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление довольно сложных препятствий. Однако при первом же испытании опытных образцов выявилось большое количество недоработок как в ходовой части, так и в силовой установке, которые устранялись в ходе серийного выпуска.
К 1 мая 1933 г. было выпущено 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади. 11 августа 1933 г. танк Т-28 был принят на вооружение РККА.
Серийный Т-28 существенно отличался от опытных образцов. Новой формы корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20-30 мм и делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал бронеколпак воздухопритоков к вентилятору.
76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927-1932 гг. с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Для наведения пушки использовались танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм пушки только ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая - 165°. Боеприпасы располагались во вращающейся боеукладке. Две "вертушки" на 12 снарядов каждая располагались под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны механика-водителя по правому и левому бортах машины находилось по одному вращающемуся барабану, в каждом из которых было уложено 40 магазинов к пулеметам.
На танке устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения М-17-Л.
Подвеска танка состояла из двух тележек, подвешенных к корпусу в двух точках, на борт. В каждую тележку входили три каретки, соединенные между собой рычагами, а каждая каретка, в свою очередь, состояла из двух пар катков, связанных попарно балансиром. Все каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами.
Гусеничные ленты - мелкозвенчатые, цевочного зацепления со 121 траком. Зубчатые венцы ведущих колес выполнены съемными.
В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались приборы дымопуска ТДП-3.
Радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной устанавливалась на командирских танках, у которых отсутствовал кормовой пулемет. Для внутренней связи имелся танкофон на 6 чел. и радиоприбор "Сафар".
Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 г. За это время в него было внесено более 600 изменений и улучшений. Общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, на люк наводчика была установлена зенитная турель П-40 для пулемета ДТ; были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 г. на танк стали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с.
В результате опыта боев на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939-1940 гг. танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 50-80 мм, а бортовой и кормовой - до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 т. Этот вариант получил обозначение Т-28Э.
Характерной особенностью танкостроения 30-х годов является большая работа по созданию колесно-гусеничных танков. Не отличался в этом оригинальностью и Т-28, у которого был вариант на колесно-гусеничном ходу - танк Т-29. У этого танка почти небыло отличий от Т-28 по вооружению и броневой защите. Но в связи с новой ходовой частью он мог двигаться со скоростью на гусеницах до 54 км/ч и на колесном ходу до 80 км/ч. При этом масса танка составляла около 24 т.
С 1939 г. по приказу К.Е.Ворошилова на всех танках стали обязательно устанавливать кормовой пулемет. На машинах, выпущенных после 1938 г., устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной. В 1940 г. была выпущена партия танков (до 12 машин) с коническими главными башнями.
На базе танка Т-28 был создан мостовой танк ИТ-28. Часть машин оборудовалась противоминным катковым тралом нажимного действия, который обеспечивал траление двух полос шириной 0,5 м каждая. База Т-28 использовалась для создания опытной самоходной зенитной установки СУ-8 с 76-мм зенитной пушкой. Ряд агрегатов танка применялся в тяжелых САУ серии СУ-14.

1 2 3
Hosted by uCoz