Легкий танк Т-26

1 2 3
Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 г. "О состоянии обороны СССР", конструкторы приступили к разработке основного танка общевойсковых соединений. Образцом послужил приобретенный английский танк "Виккерс 6-тонный" ("Виккерс" Е), вместе с которым купили лицензию на производство, но не технологию. За год ее разработали, как и всю техническую документацию, и 13 февряля 1931 г. после доклада Халепского Реввоенсовету легкий танк Т-26 приняли на вооружение, даже не дождавшись изготовления опытного образца.
Опытный образец появился в том же году под названием ТММ-1. По сравнению с английской машиной у него изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя "Геркулес" мощностью 95 л. с. Два пулемета "виккерс" находились в двух башнях, а советский ДТ - справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8 т, толщина лобовой брони до 13 мм, а скорость до 30 км/ч.
В следующем году появился ТММ-2, у которого в правую башню установили 37-мм пушку (боевая масса - 8 т, толщина брони до 13 мм, скорость - 30 км/ч, экипаж - 3 чел). Оба ТММ не удовлетворили военных, и в производство пустили "Виккерс" с некоторыми изменениями.
Дальнейшую работу по модернизации танка производил коллектив специалистов во главе с С.А.Гинзбургом. В отличие от "Виккерса" на Т-26 обр. 1931 г. толщина брони достигла 15 мм. На танк установили 90-сильный двигатель воздушного охлаждения марки "Т-26", который позволял развивать скорость 30 км/ч. Масса танка достигла 8,2 т, экипаж 3 чел. Из конструктивных особенностей можно отметить установку механической ступенчатой коробки передач на пять передач переднего хода и одну заднего хода. Подвеска была блокированной на четыре катка. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса. Внешне Т-26 почти не отличался от прототипа. Каждая башня могла поворачиваться на 240°, в переднем и заднем секторах (по 100°) они могли вести огонь по одной цели. Из-за малого погона башен очень трудно было разместить в них пушки. Кроме того, башни нередко заклинивало.
С 1932 г. в правой башне стали размещать 37-мм пушку "гочкис" или 37-мм пушку Б-3. Боевая масса танка возросла до 8,4 т. В 1933 г. на базе танка Т-26 обр. 1931 г. создали огнеметный ОТ-26 (ХТ-26). Для этого сняли левую башню, а в правой установили огнемет с дальностью действия 35 м, спаренный с 7,62-мм пулеметом. Масса ОТ-26 (ХТ-26) - 9 т, экипаж - 2 чел.
Хотя довольно быстро выяснили, что башни мешают друг другу, тем не менее до августа 1933 г. выпустили более 1600 двухбашенных танков Т-26. С 1933 г. их выпуск был прекращен.
В 1933 г. появилась новая модификация Т-26 с одной цилиндрической башней. Этот танк вооружили 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. Весил он 9,4 т, боекомплект пушки состоял из 136 снарядов. Танки командиров оснащались радиостанцией с поручневой антенной, при этом боекомплект пришлось ограничить 96 снарядами. Учитывая опыт боев в Испании и у оз. Хасан поручневую антену заменили штыревой. Типичным для этих танков стали две фары-прожектора над пушкой для ведения огня ночью.
С 1935 г. бронелисты корпуса и башни стали соединять при помощи электросварки, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т.
На танках 1936 г. начали устанавливать пулемет в кормовой нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные изменения внесли в ходовую часть. Вес танка вырос до 9,65 т.
С 1937 г. на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л. с. Боевая масса достигла 9,75 т.
Т-26 обр. 1937 г. получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Емкость бензобаков возросла с 182 до 290 л, боекомплект составил 107 снарядов, масса возросла до 10,25 т.
Начиная с 1938 г. на танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости.
Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 г., имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 165 снарядов (у машин без радиостанции до 205). Мощность двигателя повысили до 97 л. с. С 1940 г. подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной брони.
В ходе советско-финской войны около сотни танков для усиления бронезащиты оснастили навесными бронеэкранами, при этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60 мм.
Конструкция танка была проста. Т-26 отличался легкостью управления. Компановка была классической: впереди отделение управления, затем боевое и в корме моторное. Ведущие колеса находились спереди, как и коробка передач. В ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезиненными катками. 45-мм пушки обр. 1932, 1934 и 1938 гг. с клиновым полуавтоматическим затвором и углом наведения в вертикальной плоскости от -5° до +22° обладали одинаковыми баллистическими характеристиками и отличались только некоторыми усовершенствованиями. Начальная скорость бронебойного снаряда была 760 м/с и на дистанции 100 м он пробивал 32-мм броню.
В 1936 г. на базе однобашенного танка того же года появился ОТ-130, у которого огнеметом заменили пушку, но оставили пулемет. Запас огнесмеси довели до 400 л, дальность огнеметания достигла 50 м. Масса танка - 10 т, экипаж - 2 чел.
В 1938-1940 гг. появились новые модификации огнеметных машин ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133. Последний, массой 10,5 т, имел два пулемета. И в 1940 г. изготовили ОТ-134 (масса - 10,8 т, экипаж - 3 чел.), в конической башне которого находилась 45-мм пушка и пулемет, а в переднем верхнем листе корпуса - огнемет. Дальность огнеметания достигала 50 м.
В 1933 г. был разработан мостоукладчик с надвижным мостом длиной 7 м и грузоподъемностью 14 т. По 1935 г. их изготовили 65 ед. В 1934 г. изготовили опытные бронетранспортеры ТР-26 и ТР-4 для перевозки пехоты, а также ТР-4-1 для снабжения боеприпасами танковых частей, и в 1935-1936 гг. два танка-танкера Т-26Ц для подвоза горючего. В том же году испытали комплект надувных поплавков для движения Т-26 на плаву, а в следующем - оборудование для подводного хода на глубине до 5 м. Существовали танки-тральщики без пушки с навесным ножевым или катковым тралом, а также на основе Т-26 создавались опытные самоходно-артиллерийские установки.

1 2 3
Hosted by uCoz