Тяжелый танк КВ-1

1 2 3
Танк КВ был спроектирован и изготовлен в сентябре 1939 г. в инициативном порядке на конкурсной основе на Ленинградском Кировском заводе под руководством известного строителя тяжелых танков в предвоенные и последующие годы военного инженера Ж.Я.Котина. Ведущим конструктором танка был молодой инженер Н.Л. Духов.
Танками-конкурентами были тяжелые двухбашенные СМК и Т-100 , находившиеся на стадии проектирования. Они имели противоснарядное бронирование толщиной 60 мм, вооружение, состоявшее из двух танковых 45- и 76-мм пушек, трех 7,62-мм танковых пулеметов ДТ. На них устанавливались авиационные карбюраторные двигатели ГАМ-34 мощностью по 850 л. с. Боевая масса этих танков составляла 55...58 т. Они предназначались для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос противника. Наличие пушек, установленных в двух башнях, объяснялось стремлением одновременно поразить несколько целей, расположенных под разными углами наведения от танка.
Основанием для проектирования нового танка, получившего название KB ("Клим Ворошилов"), было предложение И.В.Сталина проработать возможность создания тяжелого однобашенного танка с более мощным бронированием, чем у танков СМК и Т-100. Это предложение было получено Ж.Я.Котиным в декабре 1938 г. в Кремле во время отчета перед Главным Военным Советом ленинградских танкостроителей о проделанной работе по проектированию танков СМК и Т-100 .
Опытный образец танка KB относился к тяжелым однобашенным с противоснарядным бронированием, пушечно-пулеметным вооружением, установленным в башне, дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения, механической ступенчатой трансмиссией с бортовыми фрикционами, расположенными в кормовой части корпуса, шестикатковым гусеничным движителем и независимой торсионной подвеской. Боевая масса танка не превышала 40 т, что было на 15-18 т меньше массы танков СМК и Т-100 .
Броневые катанные листы корпуса и башни были изготовлены из гомогенной брони, имели значительную по тому времени толщину, равную 75 мм, и соединялись между собой с помощью электросварки. Броня танков-конкурентов СМК и Т-100 была на 20% тоньше. Лобовые и кормовые броневые листы корпуса, а башни и бортовые располагались к вертикальной плоскости под сравнительно большими углами наклона, что дополнительно повышало их защитные свойства. Испытания брони этого танка на Ижорском полигоне путем обстрела бронебойными снарядами из 76-мм пушки, имевшими начальную скорость полета 650 м/с, при прямом угле встречи показали, что броня выдерживала их удары на дистанции 200 м.
Вооружение опытного образца танка состояло из 45- и 76-мм танковых пушек, установленных в маске башни, и двух 7,62-мм танковых пулеметов ДТ, один из которых устанавливался в шаровой опоре в кормовом листе башни, а другой на турели на крыше башни. 76-мм пушка была основной, а 45-мм спаренной, предназначенной для борьбы с легкобронированными или незащищенными целями. Углы наведения пушек по вертикали были от -7° до +25°, а по горизонтали - 360°.
Внешняя связь обеспечивалась применением приемопередающей симплексной танковой радиостанции 71-ТК-З со штыревой антенной, а внутренняя - танковым переговорным устройством на три абонента ТПУ-3.
В танке был установлен 12-цилиндровый V-образный танковый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-2 мощностью 500 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин, унифицированный с двигателем отечественного среднего танка Т-34. Двигатель обеспечивал возможность движения танка с максимальной скоростью до 36 км/ч.
Движитель танка (применительно к одному борту) состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, шести опорных катков с внутренней амортизацией, трех поддерживающих катков с наружной амортизацией, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами.
Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, наводчика, радиста и механика-водителя. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего.
Опытный образец танка KB был изготовлен 1 сентября 1939 г., а 25 сентября его показали правительству в Москве. 10 ноября этот танк пошел на заводско-полигонные испытания по программе испытаний танков СМК и Т-100 . 19 декабря решением правительства тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии.
Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако оказалось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башне увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей М-10.
Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940 г. А с ноября на танк КВ-1 вместо пушки Л-11 начали устанавливать 76-мм пушку Ф-32. Кроме того планом опытных работ на 1940 г. предусматривалось создание новых образцов танка КВ, которые и были созданы: КВ-3 (об. 220) с бронированием толщиной 90 мм и пушкой Ф-32; КВ-3 (об. 221) с бронированием толщиной 90 мм и 85-мм пушкой; КВ-3 (об. 222) с бронированием толщиной 100 мм и 85-мм пушкой.
Корпус танка сваривался из катанных броневых листов. Башня изготавливалась в двух вариантах - сварном и литом. В свою очередь, сварных башен тоже было две - с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых - 95 мм. В первый год войны толщину брони башни довели до 105 мм. На танках более ранних выпусков броневую защиту усиливали 25-мм экранами. На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 г. - 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами - спаренным, курсовым и кормовым. На части танков ставился зенитный пулемет ДТ.
Основное отличие танка КВ-2 состояло в установке новой башни больших размеров. В башне располагалась 152-мм танковая гаубица М-10 обр. 1938/40 г. и спаренный с ней пулемет ДТ. В ее задней части имелась дверца, рядом с которой размещался еще один ДТ. Сохранился также и курсовой пулемет. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть были такие же, как и на КВ-1.
В этот же период велись проектные разработки танков КВ-4 (об. 224) и КВ-5 (об. 225) со 107-мм пушкой, 152-мм самоходной артиллерийской установки (об. 212), ремонтно-эвакуационного тягача (об. 214) и танка-электротральщика (об.218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2.
В 1942 г. вместо танка КВ-1 начали производить его модернизированный вариант КВ-1с ("с" - скоростной). Масса танка была снижена до 42,5 т. Литая башня обрела новую обтекаемую форму с командирской башенкой. Вооружение осталось прежним.
КВ-1с приняли на вооружение 20 августа 1942 г., а с сентября 1943 г. в войска начал поступать новый вариант танка - КВ-85. Он появился из-за того, что не удалось установить 85-мм пушку в башню танка КВ-1с. Для установки пушки такого калибра пришлось создать новую литую башню больших размеров. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т состоял из 70 выстрелов. Экипаж сократили до 4 чел. Курсовой пулемет жестко закрепили в лобовом листе корпуса. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как и у КВ-1с.
В 1942 г. на базе КВ-1 построили опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7: один с двумя пушками ЗИС-5 и другой с тремя пушками - одной ЗИС-5 и двумя 45-мм. В опытном порядке создали и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.
В 1942-1944 гг. серийно производилась самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14), построенная на базе танка КВ-1с и вооруженная 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20.
На базе танков КВ-1, а затем КВ-1с с апреля 1942 г. выпускался огнеметный танк КВ-8. Корпус остался без изменений, а в башню установили 45-мм пушку обр. 1934 г. с маскировочным кожухом под 76-мм пушку. Рядом с пулеметом, спаренным с пушкой, устанавливался огнемет АТО-41. На танке КВ-8 на базе КВ-1с спарнный пулемет был изъят.
Всего за время серийного производства на ленинградском и челябинском Кировских заводах по 1943 г. был выпущен 4771 танк КВ различных модификаций.


1 2 3
Hosted by uCoz